читать дальше
4.
Бильбо вцепился в запястье удерживающей его на весу руки, забился, яростно брыкаясь и лупя ногами по воздуху, стараясь попасть по своему пленителю. Раздалось фырканье, и стянувшая воротник рука просто вздернула его выше. А потом Бильбо несли куда-то, полупридушенного воротом собственной куртки. Перед глазами мелькнул бледный луч падающего откуда-то сверху дневного света, пальцы у его горла вдруг разжались, и Бильбо мешком рухнул на пол, больно ударившись коленями, но тут же ужом извернулся и попытался отползти подальше. Сверху раздался короткий смешок:
- Собрался куда?
Сердце билось где-то под горлом, часто-часто, как у зажатой в ладони пичуги. В ладони Бильбо, упертые в пол, вонзилось что-то твердое и мелкое – сухие веточки, листья и травинки. Как и свет, они проникли в пещеру сквозь широкое неровное отверстие, зиявшее высоко-высоко в потолке гигантского грота. Дикий зеленый плющ сплел с одной стороны отверстия что-то вроде сети, несколько его гибких побегов свисали вниз. В безнадежно далеком окне Бильбо разглядел большой кусок голубого неба и облака, бегущие над обласканным солнцем миром. Позади послышался шелест сминаемых под ступнями сухих листьев. Бильбо быстро обернулся и встретился с холодным пронзительным взглядом рыже-золотых глаз…
…Одновременно очень ясно понимая, что стоящий над ним человеком вовсе не был…
Можно было обмануться в лабиринтах, когда кромешный мрак скрыл от него истинный облик незнакомца. Но в дневном свете, струившимся из-под свода, отличие становилось слишком очевидным. Ибо не бывает у людей глаз с вертикальным зрачком. Как и не бывает у них ярко-красных волос, беззастенчиво отливающих золотом; острых когтей на руках, а неприкрытая ничем кожа на груди, предплечьях, кистях и голенях никак не может серебриться участками прочной змеиной чешуи. И, даже если не обращать внимания на все вышеперечисленное, что за человек станет разгуливать по царству дракона совершенно нагим? Бильбо закрыл глаза, пытаясь отрешиться от мысли о своей скорой, преждевременной, но неизбежной кончине. «Хотел побывать в логове у дракона? Ну, вот тебе и раз...» Испепеление внезапно перестало казаться таким уж плохим вариантом развития событий. По крайней мере, оно хоть подразумевало, что дракон в этот момент будет находиться на расстоянии гораздо большем, чем то, которое разделяло их теперь. Бильбо решился сделать еще один короткий вороватый вздох. Потом смело выдохнул полной грудью и открыл глаза, готовый встретить смерть от рук ужасного чудовища.
Смог рассматривал его с написанной на лице откровенной брезгливостью.
- Что же ты все-таки такое? Слишком мелкий для гнома, да и воняешь не так ужасно, как они. Ходишь тише, хотя и громче сопишь.
- Я… - хрипло выдавил Бильбо, но всего его хватило лишь на этот жалкий всхрип. Смог вопросительно вскинул брови, потом нахмурился.
- Давай сюда, - приказал он.
Бильбо похолодел. Дрожащей рукой он потянулся к карману, вытаскивая на свет завалившуюся в уголок забытую золотую монетку, и протянул дракону.
- Вор, - едва взглянув на нее, однозначно припечатал Смог. – Доставай, или я вытрясу из тебя все самолично.
- У меня ничего больше нет, - несправедливость требования открыла второе дыхание. Бильбо с вызовом уставился в золотистые глаза с узким змеиным значком.
- Говорящий, - с неким удовлетворением в голосе резюмировал Смог. – Я уже было подумал, что они послали какую-нибудь неразумную тварь. Доставай то, что ты принес с собой.
«Что принес с собой? Я не принес с собой ничего кроме себя!» - Бильбо в отчаянии охлопал себя по карманам. Кольцо! Его округлость прощупывалась во внутреннем кармане. Неужто он смог про него забыть? Драконы чуют золото, ведь так? Волшебное золото, возможно, для них куда более привлекательно. И, быть может, это его последний шанс договориться. Бильбо запустил руку под жилет, нащупал в кармане кольцо и чуть не ойкнул. В его ладони оно мгновенно накалилось. Бильбо быстро вытащил кольцо и уронил на камень перед собой, дуя на пальцы под тяжелым взглядом дракона. На минуту вдруг повисло тягостное молчание.
- Следовало бы сейчас же переломать тебе все кости, свернуть шею, и выкинуть твое тело где-нибудь в окрестностях горы, - задумчиво произнес Смог, скрестив руки на груди и не выказывая ни малейшего желания прикоснуться к «подарочку». Он даже не смотрел в сторону Бильбо, будто в высшей степени заинтересовавшись искорками отраженного солнца на каменной стене.
Бильбо едва не задохнулся.
- Ты обещал меня не убивать!
Смог ухмыльнулся.
- Я обещал тебя не есть. И ты не вышел ко мне по доброй воле.
- Я достаточно в своем уме, - обиженно заметил Бильбо.
- В самом деле? – что-то в этом, видимо, Смогу показалось довольно забавным. – Ты по собственному выбору пришел в мою гору. Уже это говорит о многом, - дракон вдруг заинтересованно скользнул по Бильбо взглядом. – Странное ты существо. Слишком мелкий. Тебя выбрали, потому что ты настолько мал, что даже на зуб мне не попадешь, и будет достаточно только одного выдоха, чтобы от тебя остался пепел? Или потому что ты такой жалкий комок шерсти, что и горевать по тебе не будут?
-Я пришел сюда как вор, - твердо заговорил Бильбо, отчетливо понимая, что расплата за эти дерзкие слова наступит быстро и, скорее всего, будет крайне жестокой, но остановиться уже не мог. Ноги перестали дрожать, и он поднялся, напряженный как струна, и застыл на месте, глядя дракону прямо в глаза. Даже разница в росте уже не казалась стоящей внимания. – Я пришел ограбить тебя, о, Великий Золотой дракон Смог, потому что я лучший Взломщик из моего народа, и жажду восстановить поруганную справедливость. Я прокрался сюда, пока ты спал, и бродил среди твоей сокровищницы, а ты меня не слышал и не видел, - мысль о том, что он еще может попробовать скрыться под покровом невидимости, промелькнула в голове и моментально была отвергнута. – Я тот, кто Прошел-Под–Горой, Я - Победитель Пауков…
- И это мне не интересно, - отрезал Смог. – Значит, ты явился сюда затем, чтобы обворовать меня? Восстановление справедливости для гномов мы тоже опустим. А вот скажи мне одно, Паучий Победитель… ты спустился сюда с этим кольцом на пальце только потому, что оно скрыло бы тебя от моего взгляда?
- Ну да, - неуверенно пробормотал Бильбо. В собственных ожиданиях к этому времени он уже должен был быть мертв. Смог, прищурившись, все так же задумчиво смотрел на него.
- Жалкий недорослик, - сказал он наконец. – Подними это, - Смог кивком головы указал на лежащее на полу между ними кольцо. Бильбо растерянно моргнул, но почему-то счел нужным немедленно выполнить требуемое. Кольцо все еще было горячим, но уже не обжигало накаленным металлом, как прежде. Бильбо сумел без вреда для себя поднять его с пола и тут же спрятал в карман.
- Я мог бы испепелить тебя сейчас же, - заговорил вновь Смог, и насколько Бильбо уже успел разобраться, дракон скорее разговаривал с самим собой, нежели с хоббитом. – Возможно, это было бы правильнее… Или же нет… Еще можно было бы просто убить тебя и выбросить тело прочь… если бы я был уверен, что на этом все и закончится, я бы так и поступил, - по захолодевшему от понимания обрисованных перспектив Бильбо будто острием полоснул жесткий взгляд. – Скорее всего, будет разумнее подождать и оставить тебя в живых. К твоей радости, недорослик. Живи, пока я тебе позволяю.
И с этими словами Смог вдруг развернулся и неторопливо направился прочь. Бильбо так и застыл в совершеннейшей растерянности.
- Ты оставишь меня здесь? – пролепетал он. – Вот так просто?
Смог обернулся. Довольная улыбка тронула его губы.
- И что тебе не так?
- Не убьешь… - «Ладно, с этим разобрались…» - Не посадишь в клетку, не запрешь? Не прикуешь цепями?.. - «Нет, Бильбо, остановись, не подавай дракону плохих идей».
Смог просто пожал плечами. Этот жест вышел вдруг таким… человеческим.
- И не боишься, что я сбегу? Что найду выход отсюда?
- Не боюсь, - насмешливо прошелестел Смог. - Потому что выхода нет. Видишь это? – он указал кивком на окно в потолке грота. – Это единственный путь отсюда. И выбраться им смогу только я. Ты хорошо карабкаешься по скалам, недорослик? Все другие возможные проходы я обрушил больше ста лет назад. Не считая, конечно, того подло спрятанного, неизвестного мне ранее тоннеля, по которому ты проник сюда вчера. Но, уверяю, вернуться ты по нему не сможешь. Поэтому убегай… если хочешь…
Еще чуть-чуть и Смог скроется в бесконечных коридорах. Весь пережитый ранее страх нанес запоздалый удар - ноги Бильбо стали будто ватные, но что удивительно, мысль вдруг обрела быстроту и кристальную ясность. «Что-то не так…» Почему дракон не расправился с ним сразу? Что он задумал? Пытки? Какую-то более хитрую и изощренную месть? Более жестокую, чем одинокая смерть от жажды в темных лабиринтах горы? Невозможно представить… Бильбо коснулся ладонью своего болезненно-горячего сухого лба. Невольно приходилось верить единственному правдоподобному объяснению. Смогу зачем-то нужен живой Бильбо. Живой и относительно невредимый. И, уцепившись за эту невероятную надежду, Бильбо собрался с силами и бросился следом.
- Стой! – отчаянно закричал он. Смог резко обернулся. – Подожди, пожалуйста, - со всей возможной хоббичьей вежливостью продолжил Бильбо и, притормозив, вдруг отвесил дракону низкий поясной поклон.
- О, великий Золотой дракон Смог, не будешь ли ты так любезен показать мне, где я могу найти воду?
На лице Смога на мгновение мелькнуло что-то похожее на растерянность.
- Что? И с чего бы мне тратить на это время?
- Потому что без воды я умру, - без запинки выпалил Бильбо. – Очень скоро.
- Умрешь? – недоверчиво переспросил Смог. – Вот так сразу?
- Да, - с вызовом продолжил Бильбо, озаренный неким зловещим вдохновением. – Умру и буду истлевать. И вонять. Хуже, чем гномы. Где-нибудь здесь, в уголке.
Смог нахмурился.
- Сколько же твоя раса может жить без воды? Неделю? Две?
- Совсем не может, - гнул свое Бильбо, воодушевленно воплощая в жизнь любимый принцип гномов «бей железо, пока горячо». – И без еды ни дня не живет…
Смог усмехнулся, обнажив белые и очень острые зубы.
- А, может быть, тебя выбрали, потому что ты слишком прожорлив?
- Вполне может быть, - со вздохом пожал плечами Бильбо, решив за лучшее соглашаться со всем. – Они мне часто такое говорили.
- Подумать только, - насмешливо протянул дракон, склонив голову на бок и с каким-то новым интересом глядя на Бильбо. – Ну, так и быть. Иди за мной, недорослик.
обз